12 основных изменений в части трансфертного ценообразования в 2018 году: новое письмо ГФСУ

Главная  /  Мы консультируем  /  12 основных изменений в части трансфертного ценообразования в 2018 году: новое письмо ГФСУ

ГФСУ в письме от 01.03.2018 года №6185/7/99-99-15-02-01-17 напоминает, что основными изменениями, внесенными Законом №2245 в части трансфертного ценообразования, являются:

1) Новые субъекты контроля за трансфертным ценообразованием

С 01.01.2018 года хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми при условии, что их объем превышает 10 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

При этом в отличие от других налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, для постоянного представительства нерезидента не установлено критерия по объему полученного годового дохода за соответствующий налоговый (отчетный) год для признания хозяйственных операций контролируемыми.

Поскольку постоянные представительства нерезидентов, которые получают доходы с источником происхождения из Украины или выполняют агентские (представительские) и другие функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, согласно пп.133.2.2 НКУ являются плательщиками налога на прибыль и в связи с распространением с 01.01.2018 года контроля за трансфертным ценообразованием на операции между нерезидентом и его постоянным представительством, хозяйственные операции резидентов Украины с постоянными представительствами нерезидентов не признаются контролируемыми в соответствии со ст.39 НКУ.

2) Новые критерии признания лиц связанными

Пп.14.1.159 НКУ возвращено нормы, действующие в 2013-2014 годах: юридические лица признаются связанными, если полномочия единоличного исполнительного органа таких юридических лиц осуществляет одна и та же личность.

Также пп.14.1.159 НКУ дополнен новыми критериями:

  • связанными признаются юридическое лицо и физическое лицо, которое является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) такого юридического лица;
  • юридические лица являются связанными лицами, если их конечным бенефициарным владельцем (контроллером) является одно и то же физическое лицо.

3) Объем контролируемых операций определяется по ценам, которые соответствуют принципу «вытянутой руки»

Если объем потенциально контролируемых операций по договорным ценам составляет менее 10 млн. грн., но в случае корректировки в соответствии с ценой (показателя рентабельности), что соответствует принципу «вытянутой руки», объем сделок превысил бы 10 млн.грн., то такие операции признаются контролируемыми и должны быть отражены в отчете о контролируемых операциях.

4) Новые критерии формирования перечня государств (территорий), операции с резидентами которых признаются контролируемыми

Учитывая, что 22 новые страны внесены в перечень в 2017 году (постановление №1045 принято и опубликовано в декабре 2017 года), операции с контрагентами, зарегистрированными в этих государствах, признаются контролируемыми с 1 января 2018 года.

Дополнительно напомним, что недавно Кабмин исключил из Перечня 5 стран — Грузию, Республику Эстонию, Латвийскую Республику, Республику Мальту и Венгрию. Таким образом, теперь перечень содержит 80 стран.

5) Вступление в силу и применение перечня организационно-правовых форм нерезидентов

В случае приобретения в 2018 году товаров, работ и услуг у нерезидентов, организационно-правовая форма которых включена в Перечне №480, компании обязаны увеличить финансовый результат налогового (отчетного) периода в размере 30% стоимости таких товаров (работ, услуг) или подтвердить сумму расходов в этих операциях по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» в соответствии с процедурой, установленной ст.39 НКУ.

В случае неприменения налогоплательщиком разницы в соответствии с пп.140.5.4 НКУ обоснования «рыночности» цен таких операций согласно методологии трансфертного ценообразования налогоплательщик должен предоставить по требованию контролирующего органа во время документальной проверки и/или в случаях, предусмотренных п.73.3 НКУ.

6) Проверка неприменении плательщиками разниц, предусмотренных подпунктами 140.5.4, 140.5.6 НКУ

Уточнено, что запрет контролирующему органу при проведении плановых документальных проверок осуществлять проверку соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки» не касается проверки контролирующим органом соблюдения налогоплательщиками требований подпунктов 140.5.4, 140.5.6 НКУ по применению (неприменении) ими соответствующих разниц.

7) Получение налоговой информации при встречных сверках

Контролирующим органам, осуществляющим проверку налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки», предоставлена ​​возможность получать от хозсубъектов и других субъектов информационных отношений путем проведения встречной сверки налоговую информацию, необходимую для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

8) Самостоятельные корректировки для целей трансфертного ценообразования

Если налогоплательщиком при подготовке отчета о контролируемых операциях будет установлено, что условия его контролируемых операций не соответствуют принципу «вытянутой руки», он может осуществить корректировки самостоятельно и подать уточняющий расчет к декларации по налогу на прибыль до 1 октября года, следующего за отчетным, без применения штрафной санкции.

Ограничение проводить корректировки самостоятельно во время проведения проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» касается исключительно контролируемых операций, проверка которых продолжается, и не распространяется на контролируемые операции других отчетных периодов.

9) Документация по трансфертному ценообразованию

Увеличен срок для подготовки документации по трансфертному ценообразованию и предусмотрено направления ГФС запроса налогоплательщику на предоставление документации не ранее 1 октября года, следующего за календарным годом, в котором была осуществлены ​​соответствующии контролируемые операции.

Кроме того, уточнены требования к содержанию документации. В частности, должно быть также указано:

  • данные о личности, которая является стороной контролируемой операции, и связанных лиц налогоплательщика, которые обладают его корпоративными правами и корпоративными правами которых владеет сам плательщик (информация должна быть предоставлена ​​за отчетный период, в котором осуществлялась контролируемая операция, и на момент подачи документации);
  • описание структуры управления налогоплательщика, схема его организационной структуры с указанием общего количества работающих лиц и в разрезе отдельных подразделений компании на дату операции или на конец отчетного периода;
  • данные о финансовых показателях, которые использовались при расчете показателей рентабельности контролируемой операции, должны быть подтверждены данными финансовой и бухгалтерской отчетности налогоплательщика или его контрагента (в зависимости от стороны контролируемой операции, исследовалась).

10) Особенности проведения проверок контролируемых операций за 2013-2014 годы

Контролирующий орган будет назначать проверку контролируемых операций, осуществленных налогоплательщиками в 2013-2014 отчетных годах, в соответствии с процедурой действующих норм НКУ. В то же время при проведении проверки этих отчетных периодов используется методология определения обычной цены, действовавшей на момент совершения таких контролируемых операций.

11) Совершенствование процедуры предварительного согласования ценообразования

Введены новые правила к процедуре предварительного согласования ценообразования, по результатам которой крупный налогоплательщик имеет возможность заключить с ГФС договор о предварительном согласовании ценообразования. А именно:

  • действие договора, заключенного по результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, может быть распространена на весь отчетный период, в котором был заключен договор, и/или отчетных периодов, предшествующих вступлению его в силу;
  • при соблюдении крупным налогоплательщиком условий такого договора и при неизменности согласованных критериев для определения соответствия условий контролируемых операций принципа «вытянутой руки», его действие может быть продлено на новый срок;
  • предусмотрены гарантии стабильности условий договора о предварительном согласовании ценообразования в случае изменения налогового законодательства, внесение в него изменений, прекращение действия или потери налогоплательщиком статуса крупного налогоплательщика.

Также конкретизированы требования к содержанию Порядка предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, который утверждается КМУ.

12) Разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций

При определении различий договорной (контрактной) стоимости реализованных и приобретенных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций считается стоимость, по которой соответствующая операция должна отображаться при формировании финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета.